Как написать сценарий: 20 полезных советов, как создать сценарий к видеоролику Ютюба, фильму, сериалу + образцы с примерами
Любой видеоролик требует детальной проработки, будь то реклама, ролик в социальных сетях или полноценный фильм. Сценарий – это фундамент, на котором и стоит вся работа.
Только на красивой картинке с шикарными актёрами не выехать. Зрителя надо всецело заинтересовать и отвоевать, значит необходимо приложить все усилия для создания хорошего материала.
Казалось бы, написать сценарий – легче лёгкого, если есть идея. Но нет, всё не так радужно. У профессиональных сценаристов уходит много времени, чтобы полностью передать атмосферу в работе, описать чувства героев, продумать диалоги.
При этом, сюжетная линия должна быть чёткой и интересной, нести смысловую нагрузку.
Существуют также и различные способы для упрощения работы и типичные промахи при первых набросках. Данная статья предоставит вам полноценный план работы со сценарием, разберёт ошибки начинающих и даст дельные советы.
Частые ошибки в работе со сценарием
Сразу же следует обсудить типичные промахи в тексте, которые нарушают дальнейшую работу.
- Изначально надо понять, что сценарий несёт в себе не только диалоги лиц, описание эмоций и локации.
- Это полный план, продуманный и расписанный до мелочей, который имеет нестандартную форму написания.
- Далее стоит обдумать или обсудить с заказчиками цели видео.
- Люди по-разному понимают одно и то же направление. Из-за чего впоследствии работа полностью не соответствует ожиданиям.
И, наконец, надо работать, вдохновляясь своими идеями, а не брать их у других людей. В нашем мире столько всего однотипного, это надоедает аудитории. Не надо бояться выделяться и выдвигать собственные тренды.
Сценарий – это что
Важно понимать над чем идёт работа. Сценарий – полностью продуманный материал, где помимо сюжетной линии расписаны и другие моменты, например: что берёт камера в кадр, где расположены те или иные объекты, как человек двигается, какие эмоции он выражает.
Обычный сценарий должен содержать несколько пунктов, по которым и идёт работа: сцена, видеоряд, направление камеры, текст, хронометраж. Если всё это присутствует, то работа станет проще, появится ориентир.
В поисках идей
К этому этапу стоит отнестись со всей креативностью, по возможности, желательно подключить к делу команду, участвующую в съемках.
- Сначала необходимо обсудить тематику видеоролика и принять абсолютно все предложенные идеи.
- Даже если кажется, что это «совсем не то», стоит записать, может очень пригодиться.
- После того как вдохновение иссякло – сценаристы внимательно читают написанные идеи и вычёркивают банальные, скучные или слишком сложные для осуществления.
- В итоге остаются подходящие.
Их необходимо проанализировать, прикинуть примерный план работы и обсудить с заказчиком или командой. Самая близкая идея станет двигателем всего процесса.
Советы перед началом работы
Всегда следует отвечать на три вопроса перед началом написания текста:
- Зачем писать?
- Для кого писать?
- И о чём же?
Если насчёт последнего пункта уже расписано выше, что же делать с первыми двумя? Нужно поставить чёткое направление работы в нескольких словах. Это будет целью сценария.
Для рекламы – раскрутить предложенный товар или услугу, для видеоролика в социальных сетях – поднять актуальную тему этого времени, а для фильма – заинтересовать максимальное количество зрителей сюжетом.
Но аудитория бывает разной и угодить абсолютно всем – трудная задача. Поэтому сценаристы сразу определяют для кого писать – свою ЦА (целевую аудиторию) и ориентируются на данный круг лиц. К примеру, питание для детей – родители, модная бижутерия – девочки 14-17 лет.
А также неплохой идеей является просмотр видеороликов потенциальных конкурентов. Таким образом сценарист не допустит повтора идеи и углубится в тему ролика.
Проработка сюжета
Итак, во многих видеороликах присутствует главное действующее лицо. Работа начинается именно с него. Необходимо расписать его деятельность по жизни, что он из себя представляет, возраст, его цели и желания.
Для Фильма потребуется детальная проработка каждого героя, а для рекламы вполне достаточно базовых характеристик.
- Если тематика ролика – экологичная одежда, то в главной роли может быть молодая девушка или парень, которые задумываются о будущем всего мира.
- При развитии темы нового перспективного обучения в главных ролях задействуют школьников или студентов.
После описания героя сценарист ищет конфликт. Обычно он появляется из тематики ролика. Например, необходимо найти качественную стиральную машинку или здоровое и полноценное питание для кошек.
И появившийся конфликт должен разрешиться за время видео. При этом, решение, которое нашёл человек, должно удовлетворять его полностью.
Упрощение работы на финишной прямой
В помощь сценаристу приходит простая схема работы: завязка – развитие события – кульминация с развязкой. Такой подход поможет двигаться писателю в правильном направлении и не упускать деталей.
- Но перед проработкой финального варианта текста, следует написать его в сжатом виде, опуская диалоги и описания.
- В таком виде будут присутствовать только ключевые наброски, по которым и будет строиться дальнейшая работа.
- Теперь сценарист расписывает шаг за шагом в черновики более развёрнутую версию, опираясь на предыдущие наброски.
- Раз это черновик, то у него произвольная форма, не стоит сразу следовать принятым нормам, это успеется в финальном варианте.
- На этом этапе добавляются диалоги, описание локации и чувств героев.
Но не нужно увлекаться диалогами, чаще всего видеоролики нацелены показывать, а не рассказывать. Оставлять следует только самые необходимые фразы, зритель хочет отдыхать, а не анализировать фразы описания характеристик.
Финал
На последнем этапе сценарист корректирует наброски, оформляет текст. Нужно разбить материал на пункты: место, диалоги, время, действие.
Также эстетически сценарий должен радовать глаз, поэтому сценаристы работают и над правильным, красивым оформлением работы на листах.
Перед отправкой итогового варианта необходимо перечитать работу, проверить на соответствие всем требованиям и хронометражу.