Графический диктант по клеточкам для дошкольников и первоклассников — задания для распечатки с указанием направления (115 фото)

Грамотно развить необходимые для письма и творчества навыки поможет графический диктант. Эта интересная методика включает в себя рисование по клеточкам. Занятие потребует от ребёнка усидчивости и терпения.

Польза от диктанта

Несомненно, полезность такого вида диктанта неоспорима. Над разработкой механизмов его воздействия работала группа авторов-педагогов. Один из них – Шевелёв Константин

 

Валерьевич – разработал целый курс, содержащий поэтапные занятия с детьми дошкольного возраста, а также учащимися первых классов.

Благодаря этим специальным тетрадям у детей появляется возможность развить и улучшить работу памяти, задействовать воображение, развить мелкую моторику рук, внимание, улучшить координацию движений, орфографическую зоркость и грамотность, расширить запас слов. Одновременно с этим повышается самооценка ребёнка.

  • Расширение кругозора также является одной из основных задач этого метода.
  • Все картинки подбираются, исходя из возрастных особенностей малышей. Но это только первое время.
  • Далее необходимо изображать уже рисунки, с которыми дети не знакомы.
  • В дополнение к изображению, например, какого-нибудь животного можно рассказать о нём и показать фотографию.

Отлично готовят к школе числовые задания под диктовку. Дети учатся следовать устным инструкциям, держать карандаш, расшифровывать текст – одним словом, обучаются всему, что пригодится им в будущем на уроках.

Способы выполнения

На сегодняшний день представлено несколько вариантов методик.

  1. Слуховой диктант предполагает рисование под диктовку. Все необходимые инструкции даются в устной форме. Данная техника помогает мозгу сконцентрироваться на выполнении определённых задач, в особенности сложных.
  2. Рисование согласно образцу. Перед ребёнком кладётся распечатанный в готовом виде шаблон для копирования в тетрадь. Внимательно следить за правильным направлением линий, считать клетки. В этот момент важно пробудить интерес у малыша необычными фигурками, схемами. Это могут быть машинки, человечки для мальчиков, а для девочек – куклы, узоры. Всё это помогает сосредотачиваю зрительного внимания.
  3. Симметрия. В данном случае – это заготовка с наполовину незаконченным рисунком. Перед дошкольником ставится задача – дорисовать вторую половинку самостоятельно, соблюдая при этом симметрию. Это упражнение направлено на развитие ориентации в пространстве и мышления.
  4. Этот способ подойдёт больше для детей немного старше. Здесь уже предлагается лист бумаги с образцом графического диктанта. Дошкольник срисовывает картинку с образца на свой лист. При этом он самостоятельно отсчитывает нужно число клеток и определяет направление рисунка. Примечательно, что такие диктанты могут проводиться не только на рисование линий. Сюда можно добавлять и функцию раскрашивания клеточек цветными карандашами.

Как правильно выполнять

Графические диктанты, в ходе которых даётся задание нарисовать орнамент с геометрическими элементами, обычно проводят на уроках математики.

Методика стоится согласно следующему алгоритму действий:

  1. Перед началом занятия дети берут мячик и несколько раз подбрасывают его вверх.
  2. Затем следует упражнение на развитие чувства такта: на каждый услышанный слог скороговорки малыш ловит мячик. Вместо круглого предмета можно попросить ребят хлопать в ладоши, когда они слышать очередной слог.
  3. Разминка для пальчиков позволяет подготовить детские ручки к продуктивному творческому процессу.
  4. Школьникам раздаются листы бумаги в клеточку.
  5. В том месте, откуда будет начинаться рисование, поставить точку или дать возможность ученику самому сделать отступ на требуемое расстояние.
  6. Для начинающих можно изобразить подсказки, к примеру, стрелочки, указывающие направление рисунка.
  7. Пояснить, что один шаг – это клетка. Если два шага – линия проходит две клетки.
  8. Поэтапная диктовка условий работы.

Держать при себе готовый рисунок, например, ёлочки. Педагог смотрит на него и говорит ученику, куда, какую линию проводить, какое количество клеток при этом задействовать.

Несложные диктанты для дошколят

Перед началом необходимо приготовить для ребёнка рабочую тетрадь, желательно в крупную клетку. Ещё нужны будут ластик, линейка, набор разноцветных карандашей. Картинки с образцами должны быть чёткими, ясными, разборчивыми.

Обычно это изображения животных. Чтобы увлечь детей во время графического диктанта, педагог может выдумать какую-нибудь сказку с интересным, увлекательным сюжетом.

Рисунок под диктовку

Классический способ заключается в следующем. Ребёнку даётся листок бумаги, на котором изначально отмечено меткой место для старта. Далее, под диктовку учителя школьник вырисовывает линии на слух. После точного выполнения можно будет увидеть, какой рисунок был зашифрован.

Сколько времени длится диктант

Все дети сосредотачиваются по-разному, и это зависит от индивидуальных физических и психологических особенностей. Но есть примерные временные границы, которые можно применять для всех.

Так, у пятилетних занятие длится не больше четверти часа, у шестилетних – не более 20 минут, а у семилетних – не более получаса.

Педагоги советуют

В процессе освоения данного метода взрослые и дети могут испытывать некоторые трудности. В таких случаях педагоги с опытом могут порекомендовать следующее:

Прежде чем начать занятие, необходимо сперва чётко и ясно пояснить ребёнку, какие результаты ждут от него, и зачем ему всё это нужно.

Не стоит ругать за ошибки, наоборот, нужно налаживать тёплую и дружественную атмосферу взаимного понимания.

Обязательно объяснить, как рисовать наклонные линии по диагонали.

  • Требуется соблюдать тишину, а также следить за положением рук и головы ребёнка, а также за его осанкой.
  • Лучше не загружать дошкольника сложными схемами с первых занятий.
  • Между заданиями следует делать небольшие перерывы, чтобы дети могли немного передохнуть.

Фото графического диктанта по клеточкам